Беседа с интересным человеком: Иван Дегтярев — Ураган. Всё про гонки с препятствиями

OCR (Obstacle Course Race)

Denis Artamonov
10 min readOct 3, 2020

Иван, привет!

Для начала давай представим тебя нашим читателям. Расскажи про свою спортивную историю. Я знаю, что ты раньше занимался ЛА. Каких званий и результатов достиг?

Привет, меня зовут Иван Дегтярев, в мире российского OCR (Obstacle Course Race, гонки с препятствиями) меня знают как Урагана.

Я много лет занимался легкой атлетикой, в студенческие годы наряду с учёбой посвящал этому уйму времени. Хоть я никогда не был профессиональным спортсменом, тем не менее, выполнил норматив кандидата в мастера спорта на своей любимой дистанции 800 метров. Не раз его подтверждал, участвуя в чемпионатах России. Был четвертым — пятым на первенстве федерального округа, не раз выигрывал и становился призером чемпионата республики Татарстан. Любимой дистанцией, как я уже говорил, были 2 круга по стадиону. Она по своему уникальна и является наиболее сложной дисциплиной, так как требует как спринтерской скорости, так и стайерской выносливости. Поэтому приходилось очень много пахать. Но с позиции моих нынешних знаний, я понимаю, что очень многое тогда делал неправильно, слепо выполняя методику тренера, не вдумываясь и не анализируя. Однако, это уже другой разговор. В общем, я много лет тренировался и на уровне Республики выступал достаточно неплохо.

Легкая атлетика, как спорт, была всегда для меня главной, хоть меня все время звали в секции гимнастики. Я от природы не наделён длинными ногами и типичным беговым строением тела, наоборот, по всем параметрам мне подходили более силовые виды. Меня всегда тянуло в дополнение к бегу заняться чем-нибудь еще. Одно время я совмещал брейк-данс, паркур и борьбу, но потом опять вернулся на дорожку. Мне просто всегда нравилось бегать, хоть я и не обладал недюжинным талантом. Была в этом какая-то своя особенная прелесть и философия. И тогда это не было мейнстримом, наше поколение бегало по сугробам, в простеньких кедах и кроссовках с рынка. Не было и близко той экипировки и технических примочек, которые сейчас есть у каждого любителя. Тогда это было так — надел все что есть и побежал в сугробы с обычным секундомером на руке в лучшем случае. А то и вовсе без часов. Зачем они, когда просто надо побегать. Побегал, пришел домой, отогреваешься. На стадионе, мы урабатывались отрезками, этими бесконечными скоростями в шиповках. Такова была моя многолетняя жизнь — track life, которая во многом сформировала меня как человека и личность.

Почему встал вопрос перейти в смежный вид спорта, и как ты открыл для себя OCR?

Так уж вышло, что каждый легкоатлет (этот вид спорта довольно неблагодарный с точки зрения финансов и перспектив), рано или поздно оказывается перед выбором — что делать дальше, когда закончилась учёба и нужно работать, а бегать вроде как тоже бросать не хочется.

Одно дело тренироваться в 17–20 лет — ты еще учишься, и все эти сборы, соревнования так увлекаются и дополняют твою жизнь, делая ее интересной и осмысленной. Но когда ты уже взрослый человек, задумываешься о том, как зарабатывать на жизнь и создавать семью, возникает вопрос — как быть с любимым спортивным увлечением? И главная мысль: либо ты как и раньше остаешься в спорте “на сухарях”, либо ты нормально живешь и отодвигаешь его на второй план. Даже будучи мастером спорта и членом сборной страны не всегда получается иметь какие-либо достойные дивиденды. Безусловно, можно стараться совмещать работу и тренировки, но это, как правило, уже совсем другая история и уровень результатов. В общем и целом я стал совмещать работу и спорт, но уже с пониманием того, что мировые чемпионаты и олимпийские медали, вероятнее всего, так и останутся несбыточной мечтой. Года до 2015 я еще пробегал, ведь у нас в Казани есть хороший легкоатлетический манеж, он был моим вторым домом. Затем — куча негативных обстоятельств и кризис в личной жизни привели к тому что я решил — нужно полноценно работать и уделять спорту гораздо меньше внимания. Я перестроился на рабочий ритм, а в вечернее время по возможности приходил на стадион. Абсолютно без спорта жить уже было невозможно, это стало обязательной привычкой, отложилось в генах и в крови.

Я пришел к знакомому тренеру, который тренировал спринтеров и попросился, по возможности, присоединяться к его группе. Там совмещал короткие ускорения, силовую работу и получал кучу приятных эмоций. Так пролетело незаметно пару лет.

В 2017 году я увидел информацию, что в Чечне проводится какое-то командное соревнование, как мне объяснили, этакая смесь кроссфита и бега. По интересному совпадению именно туда друзья позвали составить им компанию в команду. Я не понимал толком что именно нас там ждет, но согласился на эту авантюру. Помню, как приехав, я увидел там атлета, выигравшего в личном зачете в категории PRO. Его награждал сам Кадыров. Подарили ему тогда Мерседес. Я был впечатлён тем, как он двигался весь в грязи по дистанции, прошел сложные “рукоходы” и красиво финишировал под гул толпы. Мысль была одна — как же это круто!

Сами мы тогда выступили командой, но это совсем ничему меня не научило. Гонка далась легко, ведь в команде ты бежишь в среднем темпе, ориентируясь на отстающих, а значит сам не отрабатываешь на всю катушку. Однако все это меня сильно раззадорило и замотивировало. По возвращению домой, я понял, что хочу попробовать себя в этом виде спорта и стал готовиться к предстоящим соревнованиям.

Первая моя личная гонка состоялась в августе 2017 года в Казани. Был очень хороший приз от спонсоров — квадроцикл. Я вышел на старт настроенный на победу. Было очень тяжело, я чуть “не откинул коньки”. Стало ясно, что просто так результатов не достичь. Командная гонка тогда убаюкала мои ожидания, а в личном зачёте ощущения совсем иные. Однако я занял 3 место, проиграв сильнейшим на тот момент атлетам.

С тех пор началась моя целенаправленная подготовка. Каждый год я получал определенные уроки и ценный опыт. Я участвовал во многих российских гонках. И по иронии судьбы, через год, в Чечне вновь проходила та же гонка. И уже я выиграл машину, правда не Мерседес, а Ладу Весту. Прошлогодний победитель, которым я восхитился в первую поездку, Сергей Перелыгин стал вторым, а исход гонки решил этап со стрельбой перед самым финишем. По профессии я — инструктор по стрельбе, поэтому удача была на моей стороне. Сейчас мы с Сергеем дружим и много раз выступали вместе в одной команде.

С тех пор история моих выступлений и отношение ко мне организаторов начали меняться. Меня пригласили в столичную команду HERO RACE TEAM от проекта Лига героев. Я и поныне являюсь их амбассадором и атлетом.

В тот момент я поймал кураж, от амбиций закружилась голова, я стал выступать подряд на всех гонках. Что называется не видел берегов и не учёл, что организм не железный и каждая гонка по затратам сравнима с марафоном. У меня появились проблемы со здоровьем, выкарабкиваться из которых пришлось больше года. Сейчас все нормализовалось, и я прочно бегаю на уровне топ-3 в стране.

Расскажи про OCR. Что скрывается под этой аббревиатурой? Кто все это организует, где проходят соревнования. Есть ли отличия в уровне соревнований по организации и результатам атлетов в России и мире?

OCR (Obstacle Course Race) простыми словами — гонки с препятствиями. В конце двухтысячных за рубежом начали набирать популярность “грязные гонки”. Они имели экстремально-развлекательный характер и имели военную подоплёку, основываясь на базе военных полос препятствий. Аналог марш-бросков. Различные организаторы начали запускать свои местные проекты. Далее образуется целая вселенная гонок SPARTAN RACE, ставшая отдельной сетью мирового OCR. Затем создаются мировая и европейская федерация гонок с препятствиями. Под их эгидой, сейчас проходят чемпионаты мира и Континента.

В России вначале Гонка Героев организовалась в любительском формате, затем это превратилось уже в спорт. В 2019 году этот вид спорта был официально зарегистрирован в Министерстве Юстиции.

Если говорить про сами гонки, то это в основном трейловый бег с искусственными и естественными преградами. В отдельных случаях трасса может быть экстремально сложной вплоть до скайра́ннинга, а иногда может пролегать на равнине. В России чаще проводят гонки на дистанциях от 5 до 20 км. До 10км считается спринтом, а все, что больше — длинными. Препятствия могут быть абсолютно разными, начиная с простых — барьер, стенка, ров и до сверхсложных — специально возведенных конструкций, которые обычный человек без соответствующей подготовки не преодолеет. Плотность и сложность препятствий, длина и рельеф трассы могут быть любыми — на усмотрение организаторов. Поэтому ты обычно не знаешь какой будет следующая гонка, готовишься к любым вариантам.

Гонки в России стремительно развиваются, но организаторы, как правило, делают упор в возведении препятствий на руки. Здесь очень важна скалолазная и гимнастическая составляющая подготовки к соревнованиям. И доминируют там, естественно, силовые атлеты, специализирующиеся на формате “ниндзя” (например, участники шоу “Русский ниндзя” на 1 канале).

Но классический OCR по своей сути должен быть сбалансированным, все должно быть в меру и равноценно в процентном соотношении — функционал, беговая часть, рукоходы, силовые элементы, рельеф и переноска грузов. Благодаря своей мощной инфраструктуре и массовости именно Гонка Героев легла в основу развития базового российского OCR . Хоть это далеко не единственная гонка — их достаточно много разных по стране — в основном люди, если слышат про гонки с препятствиями, ассоциируют их именно с Гонкой Героев.

Региональные Гонки героев рассчитаны на привлечение массового участника и популяризацию этого вида спорта, являясь по сути достаточно простыми и доступными для прохождения без значительной подготовки. Но ежегодный Суперфинал Гонки Героев, получивший статус чемпионата России, проводится совсем иначе и требует интенсивной подготовки. Уровень атлетов растет с каждым годом, появляется много сильных и амбициозных молодых участников. Лучшие 5 наших спортсменов вполне могут конкурировать сейчас на зарубежных чемпионатах.

Представим, что человек бегает марафоны и хочет попробовать свои силы в OCR, с чего ему начать?

Моё понимание тренировочного процесса со временем менялось. В начале на подготовку я смотрел взглядом типичного легкоатлета, считая, что если ты много и быстро бегаешь и немного тренируешь руки — все придет. Это была большая ошибка, все оказалось намного сложнее. Трудно описать все в нескольких предложениях. Гонки с препятствиями наиболее универсальный вид спорта, который я знаю. Тренировать нужно, что называется, все — от макушки до кончиков пальцев. Чтобы ты ни делал, поднимаешься ли по лестнице, тащишь сумку, приседаешь, сжимаешь эспандер — все это поможет в OCR — в этом огромный плюс нашего вида спорта. Готовиться нужно разнопланово. Однако есть важный нюанс — одна нагрузка нивелирует другую. Начинаешь быстро бегать — уходит сила. Делаешь акцент на силу — появляется лишняя масса и зажатость — бег и общая выносливость сильно проседают. Получается, что умение все это сбалансировать и прогрессировать в каждом из этих направлений — это и есть тот высокий уровень, которого весьма нелегко добиться. На самом деле, конкретной эффективной методики подготовки все еще нет. Именно моё поколение действующих атлетов и нарабатывает тот опыт и формирует понимание того что и как нужно делать при подготовке. Это и ляжет в основу будущей методологии.

Давай про поддержку и спонсоров поговорим. Кто помогает и поддерживает?

В данный момент в России есть 2 или даже 3 действующих Федерации. Главная из них RUS OCR организована на базе и под эгидой Лиги Героев. Она помогает атлетам с вылетом на международные гонки, поддерживая их различными путями, в том числе и мне.

Также я являюсь амбассадором спортивного бренда Reebok в России и сотрудничаю со спортивным питанием Irondeer. Это очень мотивирует и вырисовывает надежду и перспективы для достижения наилучших результатов.

Поделись своими результатами на международной арене.

На чемпионате Европы я стал вторым в престижной командной гонке, получил свою медаль и очень горжусь этим. В личном зачете я стал 11-м. Потом попал на чемпионат Мира, там стал 14-м в личном зачете. 2 года подряд становился призёром одной из сложнейших гонок в СНГ bison race. Был призером международной гонки в Баку. Для начала это неплохо, но мне хочется прогресса. Я много работал, за пару лет выйдя на более высокий уровень по тренировкам, но тут случилась пандемия и все европейские поездки накрылись. Сейчас я жду открытия границ и запуска соревнований.

Со своего текущего опыта, рассматривая OCR как смежный вид спорта, что на твой взгляд может вызвать толчок в результатах профессионалов и сильных любителей в легкой атлетике?

На мой взгляд нашим сильным бегунам очень не хватает ОФП и силовой нагрузки. Один лишь чистый бег не приведет к результату, не раскроет всего потенциала бегуна. Зарубежные топовые бегуны, за которыми я слежу, проводят в тренажёрном зале минимум 3 дня в неделю и помимо этого также выполняют огромное количество вспомогательной силовой и прыжковой работы. Благодаря этому они успешны и стабильны. У нас этому очень мало уделяют внимания, что является ошибкой. Я давно дружу с российскими топовыми легкоатлетами и вижу, что выбиваются наверх те, кто добавляет в подготовку много нового.

По себе заметил такую тенденцию, что после того, как я начал выступать в OCR, моя общая выносливость, в том числе и в беге сильно улучшилась. Связываю я это опять же с разноплановостью упражнений. За счет выполнения разнообразной нагрузки и не фокусирования на одном лишь беге, я стал гораздо лучше бегать длинные дистанции и кроссы. Во многом именно этого для прогресса и не хватает некоторым бегунам, которые узко смотрят на тренировочный процесс только лишь сквозь призму количества набеганных километров.

И в завершение нашей интересной беседы дай рекомендации нашим читателям по подходу к тренировкам. Допустим, человек готовится к длинной дистанции.

Если человек бегает дистанцию марафон, то важное в подготовке — подготовить организм к такой нагрузке. Ты можешь бегать объемы, выполнять интервальные работы, но если у тебя слабые связки, мышцы, спина, не закачанные места, то они обязательно вылезут и отзовутся травмой. Поэтому начать нужно с общеукрепляющих тренировок, заложить хорошую базу, а затем уже на подготовленный к этому организм, накладывать нагрузку. Особенно чреваты большие беговые объемы, за которыми так любят гнаться любители, смотря на цифры в STRAVA у профессионалов. Видя лишь голые километры, они и не догадываются, сколько еще второстепенной работы выполняет человек.

Спасибо, Иван, за интересную беседу.

В статье использованы фотографии из личного архива Ивана.

Подписывайтесь на Instagram нашего героя.

--

--